На занятиях по русскому языку наши “охотники за знаниями” начали разбираться с орфограммами слабых позиций. Оказалось – все знают, что безударные гласные, парные и непроизносимые согласные в одних словах проверить можно, в других – нельзя. А еще оказалось, что со словарными словами многие дети работать умеют, знают разные способы запоминания словарных слов.
Мы эти способы обсудили и нашли новые для себя варианты. Теперь будем использовать их на практике.
Итак, способы запоминания словарных слов.
1. Заглянуть “в прошлое” слова, то есть обратиться к исторической грамматике. Например, если вы помните, что медведь МЁДОМ ВЕДАЕТ, а слово багровый произошло от “БАГР” (что в древности обозначало краску ярко-красного цвета), вы ошибки в этих слове не сделаете.
2. Изобразить яркую картинку, которая поможет связать слово и орфограмму (например, человек с широко открытым круглым ртом глотает ОМЛЕТ, раскрытый рот напоминает букву О).
3. Запомнить готовый или сочинить собственный стишок, который поможет запомнить, как пишется слово.
- А вы знаете, что СО?
- А вы знаете, что БА?
- А вы знаете, что КИ?
- Что собаки-пустолайки
- Научилися летать? (Д. Хармс)
4. Связать слово с другим, в котором пишется нужная буква. Способы связи могут быть разными:
- Можно связать слово с его надсистемой (берёза – часть ЛЕСА, поэтому пишем Е). Для наглядности слова можно соединить по типу кроссворда.
- Можно составить словосочетания или предложения, связывая слова по смыслу (“морж с юмОром”, “ВОлшебник создает волны”, “щёткой щЕкочут”).
- Хорошее решение – связать несколько слов с одинаковой орфограммой, например, одним стишком, как это сделали Илья Соловьев с мамой Мариной.
5. Проверять слово с помощью его сокращенного, упрощенного варианта (человек – ЧЕЛ, компьютер – КОМП).
Авторы предложенных здесь идей – наши “охотники за знаниями” – Алиса, Артур, Варя, Илья, Лев, Руслан.
6. Еще пара новых предложений от ТРИЗ-педагога, автора нашей игры, Сергея Ефремова.
“ИКР (идеальный конечный результат): словарное слово само себя проверяет без других проверочных слов.
Решение1. Перенос ударения на безударную гласную с получением нового слова (существующего или несуществующего). Примеры.
Замок – замок, хлопок – хлопок, один – Один (имя бога), рябина – рябина (от слова рябь), потом – потом.
Решение 2. Перенос ударения на безударную гласную с получением нового слова с изменением конца или начала слова. Примеры.
Отец – отче (древне славянское), сорока – сорок, топор – штопор, обед – о беда”.
О том, как учить созданию ассоциаций, взрослые могут прочитать с статье М.Гафитулина и Т.Поповой “Слово о словарном слове” на сайте ОТСМ-ТРИЗ технологий.
Разнообразные способы запоминания орфограмм по ассоциациям представлены в пособиях Ольги Леонидовны Соболевой, например, здесь.
А еще советую посмотреть с детьми ролик учителя Людмилы Кошкиной “Тренируем память”, сделанный на основе методики известного специалиста по эйдетике И. Матюгина.
Закончим наш обзор домашним заданием – придумать один объект, позволяющий запомнить написание словарного слова “ЭНЦИКЛОПЕДИЯ”.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.