Слова живые. Они ходят по своему словесному городу, зовут к себе симпатичные им буквы, а от других, напротив, отказываются. Иногда они надевают на себя буквы или, наоборот, скидывают их как непослушные дети неприятную им одежду.
У слов есть города, в которых они живут по своим правилам. Города разделены заборами. Например, по одну сторону забора живут слова, в которых мягкий знак после шипящих пишется, по другую – те, что без мягкого знака. Они никого друг к другу не пускают.
Варя с Алисой тщательно рисуют город. У Алисы вообще такая особенность – чтобы “обжить” ситуацию, ей обязательно нужен город с красивыми замками, с куполами и большим пространством. Вижу город – радуюсь. Значит, человек хорошо относится к изучаемому материалу.
Эмилия рисует персонажей, которые вступают в личные взаимоотношения. Слово с предлогом “с плеч” сбрасывает с себя мягкий знак – и он летит к слову “рожь”, которое, напротив, радостно его принимает, потому что без мягкого знака корень слова легко превращается в обидную дразнилку “рожки”. Вопрос о том, поможет ли такой рисунок человеку понять правило, нас озадачивает и остается без ответа. Но самой Эмилии это, видимо, помогает.
Мальчишки сперва немного “тормозили”. Рисовали что-то запутанное или, наоборот, просто писали правило на плакате. Но потом тоже вошли во вкус. Лева занятие проболел. Выучил дома правило в варианте традиционного учебника (в существительных женского рода после шипящих Ь пишется, в существительных мужского рода – нет, про начальную форму все обычно забывают), нарисовал его… Я дала ему в руки копилку, из которой он выяснил, что все не так просто. Долго крутил копилку перед занятием, доделывал свое правило, потом дорисовывал плакат, забыв по дороге о существительных мужского рода, снова доделывал… Все оказалось не совсем так, как дано с традиционном учебнике.
Меня это не смущает. У нас с традиционным учебником разные задачи. Он упрощает детям картину мира – я показываю картину, полную проблем. Упрощенная картина выглядит плоско и серо. Мне не нравится.
Когда я впервые предложила своим детям-“семейщикам” нарисовать правило, я все-таки ожидала другого. Если бы я сама рисовала плакат, я бы сделала это примерно так, как третьеклассник Илья.
Но народ видит эту историю по-разному. И я не сопротивляюсь. Мне всегда было сложно соединить в обучении логику и образы. Как правило, учитель предпочитает что-то одно и, условно говоря, грузит больше либо левое, либо правое полушарие мозга. Мы много исследуем: собираем копилки, классифицируем их, выделяем признаки, ищем закономерности. Казалось бы, при чем тут образы? Теперь перекладывать закономерности в образы мне самой стало легче.
– Я хочу нарисовать правило как дорогу, – сообщаю я, и народ сочувственно воспринимает это пожелание, и логик Руслан быстро находит вопрос, который нужно задать на развилке пути, чтобы точно знать, надо ли идти этому недописанному слову в ту сторону, где на кончики слов крепятся мягкие знаки.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.