Неформальное образование на базе ОТСМ-ТРИЗ

Звуки речи: играем и исследуем

В прошлой статье я писала о том, почему изучать звуки речи в начальной школе, на мой взгляд, полезно. Теперь постараюсь объяснить, как делать это в домашних условиях.

Во-первых, надо научиться звуки слушать. И если никто, кроме вас, не научит этому ваших детей, сперва убедитесь, что вы умеете это делать сами.

Прочитайте статью “Фонетика без проблем” логопеда Инны Николаевны Крохиной из ее цикла “Шпаргалка для родителей” в интернет-журнале “Лицей” – и всему научитесь.

Если ребенок умеет слушать и анализировать звуки, двинемся дальше. Теперь надо связать буквы со звуками, при этом хорошо бы характеристики звуков  как-то зафиксировать в визуальных моделях. 

звуковичок буквы А

А – буква гласного

 Мне нравится идея, описанная в программе Р.Н. и Е.В. Бунеевых, где буквы изображаются в виде сказочных человечков – звуковичков. Характеризуя звук, который обозначает буква, ребенок “одевает звуковичка”.

Звуковичок буквы З

З – буква согласного, может обозначать звонкий звук, твёрдый или мягкий

Например, гласные отличаются от согласных отсутствием шапочки и цветом башмачков. Твердость согласного обозначается синим башмачком, мягкость – зеленым. Если  буква обозначает звонкий звук, звуковичку надеваем жёлтую шапочку-звоночек, если  обозначает глухой, на голове звуковичка будет цилиндр.

Есть, однако, в звуковичках одна неточность, которую стоит иметь в виду. Буквы звонких парных согласных – Б, В,

Звуковичок буквы Ч

Ч – буква глухого (цилиндрик) всегда мягкого (зеленые башмачки) звука

Г, Д, З, Ж не всегда обозначают звонкий звук. Например, в слове “ЛУГ” на конце слышится К, то есть буква Г обозначает глухой звук. С этим правилом детей знакомят довольно быстро, а в звуковичках это никак не отражается. Стоит обсудить с ребенком – в парных согласных треугольная шапочка означает, что буква МОЖЕТ обозначать звонкий звук (а может и глухой). А вот в непарных согласных она всегда звонкий звук обозначает (М, Р, Н, Л, Й).

Подробную статью о работе со звуковичками написала учительница Н.В.Крепких из г.Прокопьевска. Вот статья на сайте “копилка уроков”, там же ссылка на ее версию  комплекта изображений звуковичков, который пригодится вам для самопроверки. Напомню, смысл звуковичков в том, что их раскрашивает сам ребенок, анализируя буквы и звуки.

А теперь – несколько игр и упражнений, которые мы с детьми использовали на занятиях в семейном клубе в игре “Охотники за знаниями”.

Да-Нет 

Когда характеристики звуков усвоены, можно поиграть в “Да-Нет”. 

  • Я загадала букву. Дети отгадывают ее, задавая вопросы, на которые я могу ответить только “Да”, “Нет” или “Не имеет значения” другие вопросы не принимаются. Если буква будет отгадана не более, чем за 7 вопросов, выигрывают они, если не более, чем за 10, ничья, если детям потребуется больше 10 вопросов, выигрываю я. Вы тоже можете поиграть в эту игра вдвоем с ребенком.
  • Эта буква обозначает звук?
  • Да.
  • Это буква гласного?
  • Да.
  • Она может смягчать согласный?
  • Нет.
  • Значит, это а,о,у,ы или э. В ее печатном образе есть ось симметрии?
  • Нет.
  • Значит, это не О и не Э. Она стоит после У?
  • Нет.
  • Это У?
  • Нет.
  • Это А.

И еще пример.

  • Это буква гласного?
  • Нет.
  • Значит, либо буква согласного, либо не обозначает звук. Это буква согласного?
  • Да.
  • Парного?
  • Нет.
  • Звонкого?
  • Нет.
  • Значит, это одна из букв Ц, Ч, Щ, Х. Она обозначает всегда мягкий звук?
  • Да.
  • Это Ч?
  • Нет.
  • Значит, это Щ.

В начале игры можно смотреть на алфавит, а потом алфавит убираем, играем по памяти, характеризуя звуки речи. “По дороге” можно поставить грамотную речь – не “буква согласная”, а “буква согласного звука”, или “буква, обозначающая согласный”.

Числовые загадки

Еще одна интересная игра – числовые загадки про буквы и звуки речи в конкретном слове. Например, берем слово “ЁЛКА”. Записываем для себя несколько числовых характеристик. Строим табличку

   ?        4

   ?        5

   ?        3

   ?        2

   ?        2

   ?        1

   ?        1

   ?        1

Задача ребенка – угадать, какие характеристики скрываются за знаками вопроса (в слове 4 буквы, 5 звуков [Й’ОЛКА], 3 согласных, 2 слога (2 гласных), 2 твердых согласных, 1 мягкий, 1 буква, обозначающая 2 звука, 1-й слог ударный. Знаки вопроса и характеристики можно менять местами.

?         5

Букв    ?

?          2

И т.п.

“Алфавитная арифметика”

Идея связывать буквы и звуки с числами вообще нравится детям. Мы на занятиях устроили “алфавитную арифметику”. Я предложила детям найти как можно больше признаков, которые можно сосчитать в буквах и звуках русского алфавита. Например, общее количество букв, количество гласных и т.п. Рекорд побила Варя – нашла 29 характеристик, 14 из которых она получила, анализируя звуки речи, остальные касаются начертания букв (что тоже полезно).

Алфавитная арифметика

“Алфавитная арифметика” (исследование Вари)

Вот “расшифровка” ее исследования:

Всего букв 33, гласных – 10, согласных 21, диакритических знаков – 2 (Ь и Ъ), шипящих 4, йотированных гласных 4, всегда твердых 3, смягчающих гласных 5, пар по глухости-звонкости 6, “парных гласных” 8 (имеются в виду буквы, которые могут обозначают один и

Алфавитная арифметика

Исследование Вари – часть 2

тот же гласный звук, как А и Я), букв, обозначающих глухие звуки, 10, букв, обозначающих звонкие звуки – 6, букв, обозначающих сонорные 5, букв, обозначающих непарные глухие согласные – 4.

Букв с кружочками, с полудугами 15, букв, где есть только палочки 10, букв, букв, с которых не начинается слово 2, букв с горизонтальной симметрией 4, букв с вертикальной симметрией 4, несимметричных букв 13
Букв с двумя осями симметрии – 5, букв со знаками наверху – 2, прописных букв, у которых большая и маленькая различны по написанию – 16, прописных букв, у которых большая и маленькая одинаковы по написанию – 12, букв, которые пишутся так же, как цифры – 2, больших букв, у которых палочка наверху – 4, букв, у которых есть “ножка” – 7, букв, у которых нет больших – 2, букв, с который начинается одно слово – 1 (Варя имела в виду букву Ы, но на самом деле таких слов больше, обсудим это на занятиях).

Учим инопланетянина

И еще одно наше упражнение, которое поможет научить ребенка различать на слух слабые позиции звуков.

Инопланетянин тоже изучает звуки речи

Наш герой – инопланетянин Ааббвв (это его сокращенное имя)

Инопланетянину Ааббвв  русский язык дается плохо. При письме на слух он делает в словах все ошибки, какие только можно сделать. Сосчитайте, сколько ошибок сделает Ааббвв  в предложении «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик».

Учитывая, что ошибки можно сделать не только в корнях слов, но и, например, в окончаниях, ошибкоопасные места будут выглядеть так:

«НашА  ТанЯ громкО плачЕТ, урОнилА в реч*ку мячИК (всего их тут 10). На занятиях мы устроили соревнование, правда, с другим набором слов. Ребятам понравилось.

Надеюсь, я убедила вас в том, что изучать звуки речи можно с удовольствием. А если в процессе совместного с ребенком обучения вас наконец-то (кто бы мог подумать?) заинтересовала фонетика, читайте сайт “грамота.ру”.

Добавить комментарий