Неформальное образование на базе ОТСМ-ТРИЗ

Игры с однокоренными словами

Эти игры ребята придумали, когда мы изучали тему “корень слова”. Мы собирали копилки однокоренных слов,  копилки корней и осваивали их в собственных играх. Теперь к составу слов ребята относятся с вниманием и интересом. 

Игра Артура

Материалы: копилка корней, два кубика. На одном – числа от одного до 6. На другом – буквы С.П,Г (означают существительные прилагательные глаголы).

Берешь корень из стопочки, бросаешь два кубика, выпадает число и часть речи. Нужно придумать слова с выбранным корнем. Слов должно быть столько, сколько выпало на первом кубике. А часть речи – та, что на втором кубике.

Например, если корень «гриб», выпало П и 5, надо придумать 5 прилагательных с корнем гриб.

Можно играть вдвоем, втроем и т.п. А можно и командами (1 ход – одна команда).

У нас не было жестких правил, но можно и ввести. Например, если удалось придумать нужное число слов нужной части речи и не ошибиться, забираешь корень себе, если нет – кладешь под стопку. Выигрывает тот, у кого в итоге больше корней.

Игра Саши

Играют две команды, но можно играть и по очереди вдвоем, втроем и т.д. Берется копилка однокоренных слов, слова переворачиваются тыльной стороной (можно сложить их в стопочку).

Команда выбирает из стопочки слово и, не переворачивая его, называет часть речи. Затем карточку переворачивают. Если часть речи совпала с названной, карточка переходит к команде, если нет, команда придумывает слово той части речи, которую она назвала (с тем же корнем). Придуманное слово записывается.

В конце считают баллы. За каждую забранную карточку команда получает балл и за каждое придуманное слово, если его нет в копилке, команда получает 3 балла. Все баллы суммируются. У кого больше, тот и выиграл.

Игра Руслана

Играют два-три человека (или команды).

Есть копилка однокоренных слов. Из копилки случайным образом достаются два (три, четыре) слова. Требуется придумать предложение, в котором присутствовали бы все эти слова. Тот, кто придумал предложение быстрее, забирает слова себе. 

Выигрывает тот, у кого больше слов.

Можно взять не одну, а две копилки слов.

Игра Эмилии

Копилка составляется из существительных, называющих части тела человека и предметы и однокоренных им слов в превосходной степени (рука – ручище, нос – носище и т.п.).

Копилка раскладывается на столе. Нужно собрать пары, называя корень и чередующуюся букву (например, игрок достает карточки «РУКА – РУЧИЩЕ», говорит: «Корень РУК / РУЧ, чередование К/Ч – и забирает карточки себе, если ошибся, карточки остаются в игре). 

Карточки берем по очереди, можно ограничить время, например, счетом до 3. Не успел – пропускаешь ход. Выигрывает тот, у кого  больше карточек.

Игра Левы

На карточках – разное число точек и обозначения частей речи (С – существительное, П-прилагательно, Г – глагол).

Команда берет карточку и придумывает слово заданной части речи с заданным точками количеством букв. После этого она называет другой команде корень этого слова. Вторая команда должна угадать слово, придуманное первой. Угадала – забирает карточку, не угадала – карточка остается у первой команды. И так по очереди.  

Выигрывает команда, у которой больше карточек.

Игра Ильи

Берутся несколько небольших копилок однокоренных слов (в каждой – четное число слов, например, 4 или 6), написанных на карточках. Все карточки перемешиваются, поворачиваются рубашкой вверх и раскладываются на игровом поле.

Игроки по очереди переворачивают по две карточки. Если слова на них однокоренные, то игрок забирает пару, а затем продолжает ход и переворачивает ещё две карточки. Если игрок перевернул карточки слов с разными корнями, то его задача – дать возможность всем увидеть, что именно изображено на карточках, положить их на место рубашкой вверх и передать ход следующему игроку по часовой стрелке.

Выигрывает тот, кто собрал больше пар.

One comment

  1. Наталья Борисовна Голицына:

    Вариант игры Эмилии хорош и для изучения английского!

Добавить комментарий